|
В рамках проекта «Предшкола: стандарт детского сада» для педагогов дошкольного образования Московской области был разработан актуальный перечень оборудования, который способствует созданию благоприятных условий для подготовки детей к школе, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, развитие их способностей и творческий потенциал. Помимо развития индивидуальных способностей ребенка перечень выполняет коммуникативную функцию — помогает развивать навыки сотрудничества ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО, ФОП ДО, а также санитарным правилам.
В современном дошкольном образовании применяется принцип вариативности, который позволяет образовательным организациям создавать развивающую предметно-пространственную среду (далее — РППС) в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее — ФОП ДО). Эта среда формируется на основе образовательной программы организации.
При формировании РППС образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, важно учитывать следующие компоненты:
• Разнообразие использования предметов: ширмы, мягкие модули, маты и другие элементы, позволяющие детям использовать их в различных игровых и образовательных ситуациях;
• Возможность изменений: среда должна быть гибкой, чтобы можно было легко изменять ее функции в зависимости от текущих потребностей и задач;
• Периодическая сменяемость материалов: регулярное обновление игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую и двигательную активность детей;
• Соответствие возрасту и образовательной программе: среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы;
• Доступность и безопасность: свободный доступ детей к играм, игрушкам и материалам, а также обеспечение надежности и безопасности оборудования;
• Материалы для развития навыка чтения и формирования элементарных математических представлений: печатные буквы, слова, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольные игры с буквами и цифрами;
• Гигиенические, педагогические и эстетические требования: соответствие среды гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, включая единство стиля, гармонию цветов и пропорциональность предметов мебели.
Эти компоненты помогают создать благоприятную и развивающую среду, способствующую всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Пространство РППС в образовательной организации играет ключевую роль в развитии, обучении и эмоциональном благополучии детей. Важность развивающей предметно-пространственной среды отображают следующие аспекты:
• Развитие потенциала каждого ребенка: РППС способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, учитывая его возрастные и психологические особенности;
• Эмоциональное благополучие: среда должна быть организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно, это способствует их эмоциональному благополучию;
• Поддержка здоровья: РППС учитывает физические и психические особенности детей, обеспечивая сохранение и укрепление их здоровья;
• Мотивация педагогов: Среда должна стимулировать профессиональный рост педагогов и поддерживать их мотивацию к работе;
• Вовлеченность родителей: РППС открыта для родителей. Стимулирует их вовлеченность в образовательный процесс;
• Реализация образовательного потенциала: среда создает основу для полноценной реализации образовательного и воспитательного потенциала ребенка, обеспечивая:
- развитие учебных навыков и укрепление здоровья;
- организацию индивидуального процесса обучения;
- формирование позитивной самооценки и уверенности в собственных способностях;
- создание равных условий для всех воспитанников;
- возможность знакомства с историческими и культурными традициями;
- поддержание семейных и нравственных ценностей.
• Безопасность: РППС должна быть безопасной, что включает в себя соблюдение санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других требований;
• Многофункциональность и изменяемость: среда должна быть многофункциональной и изменяемой, чтобы дети могли проводить различные занятия и активно участвовать в образовательном процессе;
• Доступность и вариативность: все дети должны иметь возможность пользоваться предметным окружением и игрушками, а также иметь доступ к разнообразным игровым материалам;
• Информативность и понятность: Среда должна быть информативной и понятной для детей разного возраста и способностей, чтобы они могли легко и комфортно заниматься различными видами деятельности.
Таким образом, РППС является основой для создания безопасного, комфортного и развивающего пространства, способствующего всестороннему развитию не только детей, но и педагогов в образовательной организации.
Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволяет достичь следующих результатов:
• Повышение интереса и мотивации детей: современные технологии, такие как интерактивные доски, планшеты и компьютеры, могут сделать образовательный процесс более увлекательным и интересным для детей;
• Вариативность форм работы: использование традиционных и современных средств позволяет разнообразить методы обучения, предоставляя детям возможность работать с различными материалами и инструментами;
• Развитие навыков и компетенций: современные технологии могут способствовать развитию у детей логического мышления, креативности, умения решать задачи и навыков работы с компьютером;
• Поддержка индивидуального подхода: современное использование средств позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, обеспечивая персонализированный подход к обучению;
• Повышение результативности образования: сочетание традиционных и современных средств способствует более эффективному усвоению материала и улучшению образовательных результатов.
В рамках образовательной программы проводятся занятия с использованием интерактивной песочницы-стола. В этих занятиях участвуют следующие специалисты:
- воспитатель;
- педагог-психолог;
- логопед;
Занятия могут состоять из нескольких взаимосвязанных элементов:
- моделирование различных ситуаций и сред с помощью технологий дополненной реальности, что позволяет трансформировать игровое пространство и создавать новые возможности для взаимодействия;
- активное изучение окружающего мира детьми посредством подвижных форм, включающее распознавание жестов, фигур, форм и цветов с использованием специальных программ.
По мере продвижения занятий, следует делать упор на:
- развитие ловкости, меткости и координации движений;
- улучшение зрительно-моторной координации, усидчивости и памяти ребенка;
- расширение словарного запаса;
- активное взаимодействие и коммуникацию со взрослыми и другими детьми (включая сверстников и другие возрастные категории) в различных коллективных и творческих играх;
- развитие коммуникативных навыков в совместной работе, где дети согласовывают свои действия и объединяют усилия для достижения общей цели, что способствует развитию речи, командной работы и подготовке к школьному обучению.
Создавая комплекты и программное обеспечение для детей дошкольного возраста, региональный центр «Предшкола: стандарт детского сада» учитывает требования ФГОС ДО и обеспечивает условия для эффективной работы дошкольных педагогов. Разработанное оборудование предназначено для подготовки детей к школе и может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Региональный центр «Предшкола» предлагает один комплект оборудования для каждой дошкольной образовательной организации, а также комплекты для индивидуальной работы, рассчитанные на 5–12 детей.
Представленные комплекты и оборудование рассчитаны на детей в возрасте от 4 до 12 лет, что охватывает среднюю, старшую и подготовительную группы дошкольного отделения и все классы начальной школы. Это позволяет успешно и эффективно реализовывать программу преемственности между дошкольными учреждениями и начальными школами.
Предлагаемые комплекты и оборудование обеспечивают реализацию основной образовательной программы и включают совокупность образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Указанные комплекты и оборудование могут быть использованы в следующих видах деятельности:
- игровой;
- двигательной;
- коммуникативной;
- познавательно-исследовательской;
- творческой.
|